Освещение, часть 1. Жесткий и мягкий свет - Hensel Expert.

Основой для любой постановки освещения в фотографии является знание о свойствах жесткого и мягкого света. В каждом источнике освещения нам будет важно разобрать не только свойства, но и способы создания света и управления им в реальной съемке.

Жесткий свет – свет, сильно искажающий крупные формы объекта (из-за глубоких резких теней) и прекрасно выявляющий мелкие фактуры (создание рисунка поверхности с высоким микроконтрастом теней).

Принципиальная схема жесткого света:

  • «а» и «б» - границы светового потока, создаваемые осветителем
  • «в», «г», «д» и «е» - крайние лучи источника света, прямо или по касательной участвующие в освещение объекта съемки
  • «дс» - дистанция, с которой осветитель освещает объект съемки (дистанция освещения)
  • «т1», «т2» и «т3» - тени, образуемые объектом съемки в свете от осветителя

Давайте разберемся в основных принципиальных моментах представленной схемы. Первое, что бросается в глаза, это образование за объектом тени с двойным контуром, при этом тень Т2 будет гораздо темнее, чем тень Т3, так как лучи от источника света, находящиеся между лучами Д и Г, а также Е и В, будут увеличивать освещенность теневого участка Т3.

Следующим интересным моментом в схеме является то, что тень Т1 в своей правой границе имеет небольшой градиент освещенности. Связано это с тем, что лучи Д и Е проходят больший путь до объекта съемки, в отличии от прямых лучей Г и В, а значит имеют меньшую интенсивность освещения. Ширина же зоны градиента тени Т1 зависит от угла между лучами Д и Г, а также Е и В, так как они являются касательными относительно окружности тела объекта съемки. Градиент исчезнет, если мы будем снимать куб, и точки касания, к примеру, лучей Д и Г, придутся на угол куба. То есть будут в одной и той же точке поверхности объекта съемки.

Теперь решающий фактор в освещении - дистанция освещения (на схеме это расстояние ДС). Чем больше дистанция освещения, тем меньше углы между лучами Д и Г, а также Е и В. Что в свою очередь приводит к уменьшению двоения тени и сокращению площади тени Т3. При этом стоит отметить, что при достаточно большой дистанции освещения размер источника света перестает иметь значение – источник света становиться «точечным». Мы получаем абсолютно резкую контурную тень от объекта, без признаков двоения теневого контура – ярким примером может служить дневной свет в ясную погоду. Солнце огромно по сравнению даже с Землей, но тень от нашей руки на стене будет абсолютно резкой.

Вывод:

При освещении объекта съемки жестким светом, основное значение для характера получаемых теней имеет как линейный размер источника света, так и сама дистанция освещения. Мягкий свет – свет, хорошо выявляющий крупные формы объекта (форма человеческого лица) и хорошо скрывающий мелкие фактуры (морщины и другие недостатки на коже).

Принципиальная схема мягкого света:

  • «а» и «б» - границы светового потока, создаваемые осветителем
  • «в», «г», «д» и «е» - крайние лучи источника света, прямо или по касательной участвующие в освещение объекта съемки
  • «дс» - дистанция между освещаемой поверхностью натянутой ткани и объектом съемки (дистанция освещения)
  • «т1» и «т2» - тени, образуемые объектом съемки в свете от осветителя

В качестве освещаемой поверхности в этой схеме выступает натянутая на рамку ткань. Однако сам материал непринципиален, основное его свойство - он должен пропускать часть падающего на него света от осветителя, чтобы обратная сторона освещенной поверхности могла светиться.

Если внимательно посмотреть на нашу схему, то станет очевидным, что теперь для объекта съемки осветителем является не сам источник света, а освещаемая им поверхность, имеющая несравнимо большую площадь по отношению к объекту съемки. Благодаря размерам полученного источника света, лучи В и Г полностью убирают тень за объектом съемки. Однако дистанция, которую преодолевают лучи В и Г, значительно превышает дистанцию освещения для лучей Д и Е, что приводит к возникновению области градиентного размытия тени Т1 значительной ширины. Тени при таком освещении становятся очень мягкие с плавным градиентом по краям, сама тень, обозначенная зоной Т2, практически скрыта от наших глаз.

Теперь предположим, что при неизменной площади освещаемой поверхности ткани, создающей нам мягкое освещение, резко (например в 10 раз) увеличится дистанция освещения (на схеме указано как ДС). Как это не странно, но мы получим классический источник жесткого света:

Вывод:

При работе с источниками мягкого света, не стоит ставить их слишком далеко от объекта съемки, так как сама по себе ткань софтбокса не делает свет мягким и служит всего лишь для создания большого по площади источника света. Рано или поздно, при чрезмерном увеличении дистанции освещения (на схемах указано как ДС), тот же софтбокс станет источником жесткого света и даст резкие, контрастные тени на фоне и объекте съемки.

Доставка

Во все регионы России!

Обмен

В течение 14 дней

Консультации

Наш тел.: +7 (919)969-24-07 (WhatsApp)

Скидки

Постоянным клиентам

Заказать обратный звонок